« НазадКак и чем могут помочь групповые занятия ребенку\подростку с проблемами в поведении? 23.05.2018 20:16
Родители зачастую обращаются к деткому\подростковому психологу в ситуациях, когда ребенок\подросток:
Подобные ситуации являются типовыми и обыденными сложностями многих современных детей и подростков. Одним из способов оказания помощи как семье с таким ребенком\подростком, так и самому страдающему ребенку\подростку являются групповые психологические занятия. В нашем городе разные организации занимаются проведением подобных встреч. В каких-то случаях акцент делается на личностном росте и тренинговой составляющей, когда специалист помогает ребенку\подростку развить конкретный навык\умение (например, навык конструктивного ведения спора; умение сказать НЕТ и многое другое). На других занятиях акцент делается на динамической составляющей процесса взаимодействия участников группы, когда изменения в поведении ребенка\подростка происходят через спонтанную деятельность ребят. К таким психодинамическим группам относятся и наши занятия. Что происходит на встречах? На первом этапе (1-2 встречи) ребята знакомятся друг с другом: играют в специальные коммуникативные игры, подходящие возрасту. Как только становится ясно, что ребята начали себя чувствовать достаточно безопасно и комфортно друг с другом, основной техникой работы становится психодрама. Данный подход является основным в группах детей 7-9 лет и средней подростковой группы ребят 10-13 лет. Суть данного метода заключается в следующем: ребята сами через совместное обсуждение с помощью ведущих выбирают тему и сюжетную точку отсчета, распределяют роли между собой, которые на данный момент для них актуальны и желательны, например, роль агрессивного учителя, строгого отца, успешной суперзвезды. После этапа подготовки символических декораций и костюмов, что необходимо для психологического вживания в роль, ребята начинают ИГРУ. Во время такого лечебного отыгрывания всегда выходят на первый план актуальные внутренние и межличностные конфликты и переживания ребят, которые они могут безопасно отреагировать на группе. Терапевтический эффект наступает уже на этом этапе. Во время игры ведущие улавливают переживание и психологическую потребность каждого ребенка, через свои слова и спонтанные игровые действия ведущие помогают каждому участнику отреагировать переживание, получить поддержку, прорепетировать альтернативную модель поведения, которой ребенок\подросток может начать пользоваться в своей жизни вместо неконструктивной модели. Например, в группе 10-13-тилетних детей была одна девочка (назовем ее Оля), которая часто в своей школьной жизни оказывалась в ситуации психологического давления со стороны классного руководителя. Учитель часто позволяла себе при всем классе унижать девочку, ругать, обесценивать ее личность. На такие действия учителя ребенок начал психологически защищаться: то агрессивно реагируя, то замыкаясь и прячась от окружающих. Такие привычные реакции начались и на группе в тот момент, когда пришла очередь Оли проявить себя. Оля предпочла в тот момент, когда все участники обратили на нее свое внимание, спрятаться за кресло и замолчать, хотя минутой ранее она горела желанием проявиться. Оля выбрала для себя роль волшебной морской свинки. Ведущие спонтанно сменили свои роли и стали посетителями волшебного зоопарка, взгрустнув, что в вольере знаменитой волшебной свинки никого нет и что они могут постоять лишь минуту перед вольером, а потом им придется пойти дальше по зоопарку. Но пока посетители стояли у вольера, они делились друг с другом рассказами о том, что эта свинка известна своей красотой и талантами, интересными фокусами, что многие люди мечтают приехать и посмотреть на нее. Также посетители делились тем, как сильна их надежда хоть одним глазком посмотреть на свинку. По прошествии минуты посетители, огорченно вздыхая, начали отходить к следующему вольеру, как вдруг Оля набралась храбрости и все-таки показала то, что она придумала ранее. Все ребята поддержали Олю словами одобрения и аплодисментами. В этой игровой терапевтической лечебной ситуации Оля получила поддержку, проживание ситуации личного успеха, которая в дальнейшем дала девочке энергию на привнесение таких моделей поведения в другие жизненные ситуации. На каждой встрече помимо игрового общения ребята в обязательном порядке в начале занятия рассказывают про актуальные события и переживания в своей жизни, произошедшие с ними. В группе ребятам разрешено обсуждать любые темы. Такое обсуждение также терапевтично организовано: ребенок\подросток получает поддержку от остальных участников, отвечает на уточняющие вопросы, знакомится с альтернативными точками зрения по своей ситуации, что помогает яснее ее проанализировать, найти варианты решения затруднения, встретить понимание своему переживанию и понять, что подобное может случиться с каждым и что выход есть в любой ситуации. Работа в группе старших подростков 14-17 лет проходит в формате традиционной психодинамической группы: участники сами предлагают темы для обсуждения, делятся своими актуальными мыслями и переживаниями по поводу самых разных ситуаций, ведущие выполняют роль катализаторов и интерпретаторов всего происходящего. Во время этих обсуждений ребята проживают все виды человеческого взаимодействия: поддержки, конфронтации, дискуссии, поиск компромисса, выражение агрессии и т.д. Зачастую терапевтический эффект важно поддерживать, подключая параллельно семейную работу, ведь на поведение наших детей\подростков в значительной степени оказывают влияние особенности внутрисемейной ситуации и стилей общения членов семьи. Мы как ведущие регулярно даем родителям обратную связь, всегда отвечаем на вопросы. Параллельно групповой работе многие семьи время от времени приходят на семейную или индивидуальную работу для того, чтобы внутри своей семьи усилить нужные им изменения, помогающие наладить погоду в доме. Таким образом, групповые занятия помогают детям\подросткам:
Подробно о времени и месте проведения групповых занятий в нашем центре читайте в разделе |
Комментариев пока нет