Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – достаточно распространенное явление среди современных детей и подростков. Сначала поговорим о значении этих понятий.
Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени. Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Таких детей и подростков, а подчас и взрослых людей, отличает суетливое поведение, двигательная расторможенность, неусидчивость, непоседливость, резкие перемены в настроении, невнимательность. Такое поведение связано отнюдь не с их «вредным избалованным» характером, как это зачастую объясняют взрослые, а с объективными причинами: они по-другому и не могут себя вести, ведь СДВГ связано с особенностями развития и функционирования головного мозга.
Диагностика данного явления трудоемкая и длительная, необходимы разнообразные исследования функционирования мозга ребенка, а также наблюдение за его поведением. Сам диагноз может поставить врач невролог и порекомендовать занятия с психологом. Задача психолога при работе с ребенком\подростком с диагнозом СДВГ – смягчать углы в поведении ребенка, помогать его адаптации в социуме, помочь родителям понять истинные причины такого неудобного и сложного в быту поведения малыша или ребенка-подростка.
При помощи специальных последовательных упражнений (реципрокные упражнения, направленные на укрепление взаимосвязи левого и правого полушарий; упражнения на обучение саморегуляции и самоконтролю и мн.др.) психолог обучает ребенка практическим навыкам и умениям, позволяющим постепенно найти баланс в своем состоянии и поведении. В вопросе работы с гиперактивными детьми как никогда важен момент регулярности занятий, так как устойчивые новые привычки конструктивного поведения возможны в случае многократного регулярного повтора.
Более подробно о синдроме дефицита внимания и гиперактивности можно прочесть здесь.