« НазадАнна Будько. О подростковом кризисе. Что должны знать родители. 21.03.2017 16:34С чего начинается подростковый этап в жизни ребенка? На сегодняшний день многие исследователи говорят о том, что граница начала подростковых процессов передвинулась к 10 годам у мальчиков и 9 годам у девочек. Привычнее всего к подростковому периоду относят период с 11-12 до 17-18 лет. Подростковые изменения происходят в наших детях по нескольким фронтам. Кратко рассмотрим каждое из направлений изменений. 1.Физиологическое созревание: Происходит интенсивный процесс нарастания массы и длины тела, конечности становятся непропорционально больше туловища, что становится причиной некоторой неуклюжести подростка. Та же неравномерность развития происходит и с внутренними органами. Например, сердце растет быстрее, чем сосуды, что для многих подростков становится причиной нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы, мигреней, резких перепадов давления и тд. Серьезные изменения затрагивают эндокринную систему, что выражается в преобладании процессов возбуждения в коре головного мозга над процессами торможения. Это проявлется в поведенческом плане в повышенной чуткости подростка к патогенным воздействиям. Нервное и умственное перенапряжение, чрезмерные нагрузки, тяжелые переживания и тд могут быть причинами функциональных расстройств нервной системы. Из-за данных особенностей подростки бывают резкими, раздражительными, обидчивыми, могут чрезмерно реагировать на какие-то кажущиеся нам, взрослым, незначительные стимулы. Обращаю внимание на чрезвычайно важный момент: практически все физические силы вашего ребенка уходят на решение вопросов самоопределения. И в прямом смысле этого слова очень мало сил, вот именно не желания, а сил у подростка остается на выполнение привычной нагрузки: уборка, гигиена, порядок в комнате и тд. В подростковый период многие дети становятся неряшливыми, снижается успеваемость в школе и на секциях, комната становится менее чистой и уютной – это нормальные признаки подросткового процесса роста. Наша родительская позиция на период подросткового шторма – с одной стороны, держать границы, напоминать чаду о правилах примелемого поведения, с другой стороны, делать это чуть спокойнее с пониманием того, что взрослеющее чадо все равно будет поступать по-своему. Подростковый кризис – время пересмотра привычных правил и запретов, которые были издавна заведены в отношении вашего ребенка. Помните, дорогие родители: ваши дети записывают на пленку своего сознания и подсознания все ваши родительские послания и наставления, для из реализации придет время, подождите немного,будьте терпеливее к своим детям и пожалейте себя. 2. Психологические изменения Ведущая социальная потребность – найти свое место в референтной группе, то есть своей тусовке, ответить на вопросы «Кто я для других? Какой я?» Подросток ищет ответы на эти вопросы через сепарацию, то есть отсоединение от значимого окружения, через наблюдение за окружающими, поиск примера для подражания и через сами попытки подражать. Еще вчера ваш ребенок слушал вас, внимал каждому вашему слову, а уже сегодня вы слышите фразы «мама, это не твое дело» , «папа, не входи без стука» и прочее. Актуальнее становятся сверстники или ребята постарше, родители отходят в тень – и это так и должно быть. Чрезмерно возрастает критичность подростков и в первую очередь по отношению к родителям. ЭТО НОРМАЛЬНО и это признак того, что ваш ребенок – личность с сильными волевыми задатками. Масштабы сепарационного процесса могут быть различными: от едва различимого противостояния до ухода из дома и девиаций (противоправные и противозаконные действия, асоциальное и антисоциальное поведение). Главное правило выживания – родители, держитесь. Шторм обязательно в той или иной степени должен постигнуть вашу семью, если в ней есть подросток.
Одна из особенностей поведения подростка во время кризиса – эмоциональная неустойчивость. Настроение, реакции, мысли и эмоции могут меняться с высокой скоростью, колебания могут быть достаточно резкими: минуту назад плакал, сейчас уже смеется. Также одной из основных сложностей для подростка является чувство социальной неопределенности: я уже осознаю себя не ребенком, но еще не имею взрослых прав. С этим связаны частые регрессы вашего подростка: то беру на себя ответственность за свои действия, то пытаюсь эту ответственность переложить на плечи взрослых. Последняя важная особенность подросткового периода, о которой хотелось бы упомянуть, - отношение подростка к категории времени. Для подростка время – достаточно неконкретная категория, прошлое\настоящее\будущее не осознаются так, как их осознаем мы, взрослые. Подростки не относятся ко времени как к ценности (кстати, это же касается тем денег и здоровья). Часто приходится слышать от родителей подростков, переживающих кризис, высказывания: подумай о своем будущем, ты же ничего не добьешься, пожалей свой организм – надень шапку. Дорогие родители, вы говорите правильные вещи, просто будьте готовы к тому, что именно сейчас ваш ребенок вас не услышит не потому, что он вас не уважает, а потому что вы говорите для него неактуальные вещи на «иностранном» взрослом языке. Несколько практических советов: Большинство подростков испытывают колоссальные трудности по вопросам установления и поддержания контакта со сверстниками, лично я часто сталкиваюсь в своей работе с подростками, испытывающими тревогу и другие серьезные затруднения при контактировании с другими и самопрезентации. Настоятельно рекомендую привлекать своего ребенка-подростка к групповым формам взаимодействия с ровесниками через секции, специальные программы (групповые психологические занятия или качественные подростковые лагеря), через общественную деятельность (волонтерские движения, внеклассная занятость). Позаботьтесь о своем эмоционально-психологическом благополучии, в тяжелые для всей семьи времена личностного развития вашего ребенка найдите для себя выносливый «контейнер» для помещения своих родительских переживаний – друзья, психотерапевт, родственники, другие знакомые родители, кто не так давно благополучно пережил подростковый кризис и остался жив и пребывает в добром здравии.
|
Комментариев пока нет