« НазадАнна Будько. Когда подростку или его родителям нужно обратиться к психологу. 24.09.2020 00:52Интерес к практической подростковой психологии растет с каждым годом. Становится привычным все более частое обращение к психологу со стороны самих подростков, проявляющих инициативу в этом вопросе. Нередко при первичном обращении родителей можно услышать фразы «Сын сам попросил нас найти ему специалиста» или «Мы не понимаем, зачем, но дочь уверяет, что ей необходима работа с психологом». В этой статье мы подробнее раскроем нюансы вопроса «Когда стоит обращаться к подростковому психологу». В статье мы осветим данную тему глазами как самих родителей, так и подростков. Обратиться к специалисту стоит в следующих ситуациях: • Вы стали замечать, что ваш подросток начал вести себя непривычным для него образом. Ранее уравновешенный, теперь он часами рыдает в ванной или в своей комнате. Прежде улыбающийся подросток стал хмурым и угрюмым; • Подросток отмечает, что в его настроении происходят частые и резкие смены и перепады настроения: от эйфории до глубокой меланхолии. Эмоциональные реакции на события окружающего мира стали более острыми, вызывают душевное страдание у подростка; • Взрослеющий ребенок отмечает, что у него временами бывают такие сильные переживания или мысли, которыми он как будто совсем не может управлять, что ощущается самим подростком как эмоциональные мучения; • В жизни вашего подростка в очередной раз повторяется одна и та же неприятная ситуация. Сколько бы мудрых и полезных советов родители ни давали бы своему ребенку, все получается «как об стену горох», существенным образом типовые трудности не разрешаются, все остается по-прежнему; • Каждый из вас по-своему ощущает, как отношения между вами и вашим подростком или вторым родителем с каждым днем портятся все больше. Вы любите друг друга, но быть вместе становится подчас невыносимо. Или вы начали чаще ссориться и спорить между собой как родители из-за усиливающихся разногласий по поводу воспитания своего подростка. В любом случае члены семьи чувствуют, что обстановка в доме становится все более напряженной; • Подросток нередко жалуется, что у него не складываются отношения со сверстниками или наоборот дружба подростка с кем-либо начинает угрожать его благополучию, психологическому и физическому; • Подросток отмечает, что у него остается все меньше эмоциональных и физических сил на учебу, школа становится для него наказанием, каторгой и самым ужасным вариантом времяпрепровождения. Начинаются прогулы школьных уроков, снижается успеваемость; • Подросток начинает заниматься различными вариантами самоповреждения, начиная от грубых высказываний в свой адрес и заканчивая нанесением себе порезов, ушибов; • Подросток чувствует, что теряет понимание смысла своей жизни, начинает задумываться о возможности ухода из этой жизни, предпринимает суицидальные попытки. Мы постарались перечислить основные типы поводов для обращения к подростковому психологу. Какими бы любящими и понимающими ни были родители подростка, на определенном этапе помощь специалиста может оказаться полезной и незаменимой. Обращение подростка к психологу ни в коем случае не является свидетельством того, что родители не справляются со своими обязанностями, что ребенку уделяется мало внимания и прочее. Обращение родителей за помощью к специалисту – один из вариантов такой же адекватной родительской заботы о своем ребенке, как и обращение к врачу в случае болезни. Оказание психологической помощи подростку – особый тип специальным образом организованного процесса, где продуман каждый этап. Работа подросткового психолога включает в себя следующие моменты: • Специалист при общении с семьей, родителями и самим подростком, помогает членам семьи посмотреть на сложившуюся трудную ситуацию со стороны, что нередко уже само по себе обладает целительным эффектом; в случае необходимости совместно проанализировать причины имеющегося затруднения; • Специалист помогает наметить несколько вариантов решения возникшей у подростка проблемы. Чем старше подросток, тем для него более авторитетными становятся люди не из семьи, и это признак абсолютно нормального естественного подросткового взросления. Родители остаются все так же важными и любимыми людьми, но новый опыт и возможность меняться подросток зачастую легче и спокойнее проживает в отношениях с другими авторитетными для него людьми. Психолог может стать тем важным человеком, кто подтолкнет подростка к полезным для него переменам в собственной личности. Хотя при этом психолог может говорить ровным счетом все то же самое, что и члены семьи подростка. От человека «со стороны» подросток может какие-то мысли усвоить быстрее и с меньшим сопротивлением и протестом; • Специалист ведет работы сразу по нескольким фронтам: помогает подростку эмоционально разгружаться, учит подростка смотреть на свои трудности с разных ракурсов, тренирует способность анализировать свои действия и поступки окружающих людей, помогает подростку в репетиции и формировании новых способов поведения, более подходящих для преодоления той или иной трудной жизненной ситуации. Специальным образом организованная психологическая работа является своебразным тренажером по выработке новых более адаптивных способов жить и быть довольным своей жизнью. Работа с подростковым психологом – специальным образом организованный процесс, который поможет подростку найти новые способы решения жизненных трудностей. Будько Анна Владимировна. Детский/подростковый психолог. При копировании текста статьи ссылка на автора и источник обязательна.
|
Комментариев пока нет